?

Log in

No account? Create an account

Журнал памяти первого космонавта планеты Юрия Гагарина

Трагическая гибель
gagarin_yuri
 Обстоятельства смерти Гагарина до сих пор доподлинно не известны. Существует ряд противоречивых версий его гибели. Официальная версия такова:

Самолёт УТИ МиГ-15 с Гагариным и его инструктором, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серёгиным, разбился 27 марта 1968 года в 10:30 утра в районе деревни Новосёлово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях плохой видимости — нижняя кромка облаков была в 300 м над землёй. Самолёт вошёл в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд. На ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина, в кармане у него нашли фотографию Королёва. Так же был найден отпечаток стрелок часов Гагарина, они остановились ровно в 10:30.

По одной из наиболее реалистичных версий, выдвинутой Николаем Федоровичем Кузнецовым, Серёгину последнее время нездоровилось: его часто рвало, и он жаловался на сердечные боли. Во время штопора Серёгину снова стало плохо, Гагарин отвлёкся и не вывел самолёт из штопора, а бросать друга в беде и катапультироваться не стал. За эту версию говорит то, что самолёт упал не под острым углом, и Гагарин пытался вытащить его из штопора. Кроме того, исследования останков подтвердили, что тело Гагарина до последнего момента было в движении, а тело Серёгина — нет, то есть возможно, что он потерял сознание.

Также существует версия, что Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки, и только после этого полетели. Но эта версия кажется полной нелепостью.
  
Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили его жене, после его гибели под Киржачем. Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!

Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!

Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.

В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.

Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: „Если быть, то быть первым“. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.

Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.


Гагарин и Серёгин похоронены у Кремлёвской стены.

Куйбышев - родина космонавтики в СССР
gagarin_yuri
После приземления, первый космонавт планеты Юрий Гагарин на самолете был доставлен в Куйбышев, нынешнюю Самару. Здесь, на даче областного комитета КПСС, Гагарин проходил послеполетную реабилитацию. Для Самары этот первый полет человека в космос был не просто интересным событием, но и пробой сил, новым важным направлением работы. Ведь космический корабль «Восток» был выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Р-7», производство которой было налажено на самарском заводе «Прогресс».

В пятидесятых годах прошлого века перед учеными и конструкторами Советского Союза была поставлена задача - создать надежное средство доставки ядерных зарядов в любую точку планеты. 20 мая 1954 года было принято секретное правительственное постановление о разработке первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Ее поручалось изготовить коллективу ОКБ-1, которым руководил Сергей Павлович Королев. Через три года состоялся первый пуск ставшей впоследствии знаменитой ракеты Р-7. Он прошел успешно.

В 1958 году правительство приняло решение о развертывании серийного выпуска МБР в городе Куйбышеве. 17 февраля 1959 года, с космодрома Байконур состоялся первый пуск полностью изготовленной в Куйбышеве усовершенствованной ракеты Р-7. Осенью успешно прошел очередной этап испытаний "семерки". С этого времени Самара стала поставщиком мощных межконтинентальных баллистических ракет и обеспечил стране стратегический приоритет в области обороны.

Начиная с полета Юрия Гагарина, ракета Р-7 была главным средством вывода в космос пилотируемых космических кораблей. С помощью различных модификаций этих ракет запускались искусственные спутники Земли, космические корабли с животными на борту, с аппаратурой для исследования Луны, Венеры, Марса. Самарские ракеты-носители вывели на околоземную орбиту корабли всех других советских космонавтов. На базе Р-7 в Самаре были созданы модернизации ракет-носителей трех типов: "Восток", "Союз" и "Молния".

12 апреля 1961 года завод «Прогресс», который помогал строить ракету-носитель для корабля «Восток», практически не работал. После сообщения о полете Гагарина в сборочном цехе сам собой начался митинг. Потом был заводской митинг. А когда стало известно, что Гагарин прилетит в Куйбышев через заводской аэродром, все кинулись туда. Пришлось вызывать милицию, чтобы кортеж машин с первым космонавтом и высоким начальством мог выехать на первую просеку в обкомовскую гостиницу. 

На следующий день здесь под председательством Главного конструктора ракетной техники С.П.Королева прошло совещание ученых и разработчиков космических кораблей. В нем приняли участие пять будущих космонавтов. На совещании Гагарин рассказал о своем полете, ответил на многочисленные вопросы специалистов. Вечером 13 апреля он встретился с самарскими ракетостроителями и общественностью города.
  
Позже первый космонавт планеты бывал в Самаре еще не раз. В этом городе проходили послеполетную реабилитацию и многие другие космонавты гагаринского отряда. Именем Гагарина названа одна из крупнейших улиц Самары. Гостиница, где он отдыхал после полета вокруг Земли, с тех пор называется "Домом Гагарина". А на проспекте Ленина установлена ракета-носитель "Союз" - своеобразный памятник всем самарским создателям космической техники.

Полет
gagarin_yuri
 Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего было двадцать человек. Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье. Ракета, на которой предстояло лететь, была спроектирована для отправки ядерной боеголовки до США. Марк Галлай — человек, который подготавливал их к полёту — однажды сказал очень точно: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…». Из двадцати претендентов отобрали только шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.

Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:25:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар в близлежащем военном аэропорту засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две.

Первыми землянами, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин»  Первые минуты после приземления.

Биография
gagarin_yuri
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области, недалеко от города Гжатск, который ныне переименован в Гагарин. По происхождению является выходцем из крестьян: отец — Алексей Иванович Гагарин (1902 —- 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 —- 1984) — свинарка. Детство он прожил в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и учёба прервалась. Два года деревня была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
  
24 мая 1945 года, семья Гагариных переехала в Гжатск (ныне Гагарин). В мае 1949 года, Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно, поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951, Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году, Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

27 октября 1955 года, Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957, Гагарин училище закончил.

В 1959, женился на Валентине Ивановне Горячевой.

9 декабря 1959 года, Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.